Рецензии Все рецензии

Отзыв Евы-Марии Аух

Уважаемые дамы и господа, Ваше превосходительство!

Я рада Вас видеть и приветствовать здесь, в Берлине. Я хочу подчеркнуть, что у нас появился новый посол в Берлине, который будет отвечать за культуру и развитие, мы имеем честь пожелать Вам, господин посол, всего самого наилучшего на Вашем посту. Мы очень надеемся, что Вы внесёте свой вклад в развитие искусства, культуры и науки.

Предыдущие докладчики уже много говорили о том, что это очень маленькая этническая группа. И, несмотря на это, это люди с большим сердцем и невероятно обширной историей. И я хотела бы добавить, что история горских евреев всё глубже и глубже открывается для нас и познается.

У нас очень большой дефицит. Когда мы говорим об истории горских евреев, то молодых поколениям попросту не хватает информации. Пожалуйста, не стесняйтесь, спросите Ваших дедушек и бабушек, спросите Ваших родителей, заявите о своём интересе, таким образом Вы получите всё, что содержит в себе и о чём предостерегает каждая отдельно взятая история, таким образом всё это сохранится.

Если мы говорим сейчас про историю, то здесь мы говорим также и об истории всего Кавказа. И кто сейчас жив знает, насколько быстро изменчива история. Здесь мы говорим о Кавказе как в качестве территории для отступления, так и в качестве региона присутствия, иными словами мы говорим здесь не только о совместном проживании, но и единстве, схожести истории всех этнических групп, проживающих в регионе Кавказа.

И у нас здесь тоже дискуссия о горских евреях гораздо глубже, чем просто историческое мнение об этом глазами Берлина и Германии. Мы, возможно, знаем российскую, польскую и еврейскую историю. Но кто

связан с историей горских евреев, сразу замечает, что многое в их истории нераскрыто.

У нас уже многое было до это обсуждено. У нас есть две группы евреев – сефарды и ашкенази. Когда говорим о горских евреях, это 3.000. Речь идёт о евреях, которые эмигрировали с Кавказа.

Первая волна еврейской эмиграции на Кавказ была во второй половине 19 века, и этот процесс был очень связан с историей России и Польши.

В Азербайджане есть также более маленькие группы евреев, например, и курдские евреи, о которых мы здесь, конечно, не будем говорить, но Вы замечаете, какое же у нас образовывается большое и интересное поле для исследований истории Азербайджана.

Мы много говорим о Азербайджане и о его столице Баку и ещё мы говорим с Вами об одной интересной игре слов. Мы говорим с Вами не о Кубе, которая расположена в Карибском бассейне, а о городе Губа, прекраснейшем городе Азербайджана, где растут прекрасные гранаты, который является очень плодородным, так сказать, одним из фруктовых садов Азербайджана.

То есть я хочу подчеркнуть, что город Губа известен своими замечательными фруктами и фруктовыми садами. Также я хочу рассказать Вам о некоторой его важной особенности, что этот город разделён на две части, по правую и левую сторону одной реки, и именно здесь Вы найдете самую большую еврейскую общину горских евреев вне Израиля.

Здесь как раз находится так называемая всем известная Красная Слобода, которая у всех по-разному называется и обозначается. Что особенно интересно в этом месте, в этом городе, когда я туда приехала с моими студентами, у тебя возникает чувство диссонанса, как будто ты выпадаешь из истории. Там очень много современного, повсюду чистота, порядок, различные архитектурные постройки и так много традиций!

Здесь соприкасается старое и новое, дети и молодёжь, которые чувствуют свою принадлежность к еврейскому народу и пожилые евреи, которых здесь очень уважают и чтут, обращаются к ним с вопросами, на которые новые поколения хотят получить ответы. Эту историю, этот дух,

нужно это чувствовать, вдыхать, так сказать, сопереживать это и быть сопричастным.

Откуда Вы? Откуда Вы пришли? Как мы подошли к вопросу "Кто такие горские евреи"? Это понятие появилось в 19 веке и сопряжено с освоением Российской империи Кавказа. Первые упоминания о евреях, проживающих на Кавказе, были датированы 1832-1835 годами. Письменные источники доказательства существования горских евреев относят нас к 3 веку нашей эры. Но первые упоминания о евреях из Иерусалима относятся к 6 веку до нашей эры. И здесь мы говорим обо всех евреях, в том числе и о предках, праотцах горских евреев, об их первоистоках.

Старейшая история переселения евреев на Кавказ началась в 5-6 веках до нашей эры. Но мы также должны упомянуть с Вами о господстве сасанидов, затем господстве Римской империи. И теперь мы уже говорим о письменных источниках христианизации, мы уже говорим с Вами о нашей эре, о Южном Кавказе.

Мы не говорим с Вами даже об Армении, об Азербайджане, мы говорим с Вами о Южном Кавказе и более чем 4 тысячелетиях его христианизации. Мы говорим о сирийских миссионерах, которые тогда осваивали этот регион. И мы с ними тогда говорили, такие мы, еврейская община.

Здесь нужно упомянуть Баку, старые поселения евреев. Мы говорим здесь о горах, горных цепях, хребтах, которые окружали евреев, горских евреев, Вы видите взаимосвязь?

И теперь мы переходим с Вами к второму слою, к второму уровню эмиграции, переселения, которые здесь упоминаются, то, что уже можно доказать, исходя из письменных источников, датируемых нашей эрой.

И третья, очень важная эпоха для горских евреев – это Хазарский каганат, средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. И здесь явно прослеживается историческая религиозная конкуренции христианства и ислама, поиск смыслов, поиск истины. Но уже тогда во времена Хазарского каганата иудаизм хотели сделать одной из официальных религий в Каганате.

Теперь мы переходим к очень важной вехе в истории горских евреев, это уже отсылка к 8-9 векам нашей эры, и у нас есть прекрасные доказательства того, и мы их ещё должны обязательно упорядочить, как горские евреи тех времен очень хорошо ладили, взаимодействовали с другими этническими группами в регионе, в том числе и в культурном плане, происходил очень важный обмен культурными ценностями. Это было поистине Золотое время для горских евреев.

Все эти хорошие тенденции, традиции, культурное обогащение продолжались и продолжаются до сих пор, здесь мы говорим о 16-17 веках нашей эры, где они начинают своё переселение в горы и горные районы. Во время царствования сафавидов они использовались как рабочая сила, позже их переправили в область Северного Кавказа, а сегодня эта территория называется уже Азербайджан.

Теперь перенесёмся с Вами в 18 век. Так стала зарождаться история основания города. Российскую империю хотели разбить в этом регионе местные ханы, но они потерпели поражение и были сами разбиты. Конечно же мы здесь говорим и о конкуренции с османами и Великой Османской империей. И Великая Османская империя, да, они уничтожали в то время многие еврейские поселения. И речь здесь идёт, конечно же, и о русских, которые ещё не могли свергнуть своих завоевателей, тогда ещё не могли свергнуть своих завоевателей, на Северном Кавказе.

И в этой ситуации зародились многочисленные ханства и княжества в регионе. Ханы предлагали еврейским семьям, которые выжили, которые пережили все эти ужасы разрушения, возможность получить свою Родину, и, таким образом, их Родиной стал город Губа.

И что интересно, так это то, что мы сегодняшнего дня слышим в этом городе знаменитую фразу, знаменитый вопрос "Wo kommst du her?" - "Откуда ты?". И это до сих в городе Губа означает из какого ты района, из какого ты квартала города.

Ева-Мария Аух о Рами Меире

Ева-Мария Аух

Профессор Университета имени Гумбольдта