«Идиомы и примечания: Величие скромности»

…Всевышний спускается на землю подарить Тору Моше-раби!..

Моше-раби, он же пророк Моисей, у джугури Миширахуно или Меошиерах – вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до н.э. и был сыном Амрама и Иохаведы – супружеской четы из колена Леви. Ребёнок был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обречённый по приказу фараона на смерть в водах Нила. Мать впала в отчаяние и, по легенде, невзирая на угрозу сурового наказания, решила спрятать сына от египетских палачей. Три месяца скрывала она своё дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, осмолила корзинку, положила в неё ребёнка и поставила в тростник у берега реки. Перед тем как уйти, мать поручила своей дочери Мариам спрятаться неподалёку и смотреть, что произойдёт с младенцем. Тот, кому Господь судил спасти еврейский народ, не мог погибнуть в водах Нила. В это время на священную реку пришла купаться дочь фараона, которая, услышав плач ре- бёнка, повелела своей рабыне достать корзинку из воды. Она нежно склонилась над подкидышем и приласкала его, пытаясь успокоить. Принцесса сразу догадалась, что на- шла еврейского ребёнка, и поскольку в глубине души осуждала бесчеловечный приказ отца, то решила взять дитя под своё покровительство. Мариам, следившая за этой сценой, предложила подыскать кормилицу-еврейку. Получив согласие от дочери фараона, она радостно кинулась домой к матери. Так по промыслу Божию ребёнок благополучно вернулся в объятия своей дорогой родительницы. Ему больше не угрожала смерть, поскольку никто из египтян не решился перечить желаниям принцессы. Спустя несколько лет, когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, что значит «взятый из воды». Находясь в царском дворце, мальчик был научен египетской премудрости (см. Исх. 2, 1–10; Деян. 7, 19–22), т.е. получил высшее образование, какое только было доступно жрецам и прав щим классам. Но, восприняв египетскую культуру, Моисей в то же время сохранил в чистоте свой ум и сердце от грубого идолопоклонства и с Божией помощью утверждал- ся в вере своих отцов (Деян. 7). Как сыну царской дочери, ему предстояла блестящая карьера военачальника египетского войска. Но, живя в кругу семьи фараона, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой народ. Однажды, придя к своим братьям по крови, сорокалетний Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над иудеем, который по слабости сил не мог выполнить приказа мучителя. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил египтянина, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развёл разъярённых противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьёшь ближнего твоего?» (Исх. 2, 13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил ...Египтянина?» (Исх. 2, 14). От этих слов дрогнуло сердце Моисея, он понял, что если многие уже знают об убийстве, то шпионы не замедлят донести о нём фараону. И действительно, вскоре Моисея предупредили, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования, Моисей тайно покидает столицу, а потом и страну и укрывается в пустыне на Синайском полуострове. Уходя всё дальше на восток от Египта, Моисей ока- зался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далёкого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущённый таким поступком, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно замахнулся на пастухов. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец и проводил их до дома. Оказалось, пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдалённом родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него свою дочь Сепфору, от которой родились два сына – Гирсам и Елиезер. Тестю своему Моисей помогал по хозяйству, пас его скот. Медленно и постепенно Господь приготовлял Своего избранника к великой миссии. Про- шло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят. Но вот на- конец настало время, когда Моисей должен был исполнить своё призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Не- подалёку от того места, где он находился, Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнём, горел, но не сгорал. Желая поближе разглядеть это загадочное явление, он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей! не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 4–5). Поражённый внезапным явлением Бога, Моисей снял обувь и благоговейно стоял перед пламенеющим кустом, с трепетом внемля голосу Божию: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, – про- должал Господь. – ...Я увидел страдания народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей... в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону ...и выведи из Египта народ Мой...». С глубоким осознанием своего недостоинства Моисей ответил Го- споду: «Кто я, чтобы мне идти к фараону... и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3, 6–12). По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единопле- менникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении на- рода от египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Моисей при этом должен был объявить, что такова воля Бога их отцов Авраама, Исаака и Иакова – Бога, которому есть Имя. Затем Моисей вместе со старейшинами должен был явиться к фа- раону и попросить у него разрешения отпустить еврейский народ в пустыню для при- несения жертвы Богу. Когда фараон разрешит израильскому народу удалиться в пусты- ню на три дня пути, тогда они могут, воспользовавшись этим случаем, навсегда покинуть страну рабства. Господь предупредил Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые свершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотво- рения, он всё же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссы- лаясь на своё косноязычие, непристойное вождю многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата Аарона, который весьма красноречив. Только после этого и при этом условии Моисей повиновался воле Господа. Попрощавшись с тестем, Моисей посадил на осла жену и детей и направился в Египет. В дороге его ожидало страшное приключе- ние. За то, что он до сих пор не совершил обряд обрезания над одним из своих сыновей, Господь хотел умертвить Моисея. Но Сепфора, взяв каменный нож, быстро совершила обрезание и тем самым спасла Моисея от неминуемой смерти, но со своими сыновьями вернулась в дом отца. Моисей один продолжил путь в Египет, на границе которого встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. В свою очередь Аарон подробно рассказал Моисею о печальном положении евреев в Египте. Когда они пришли в землю Гесем, то прежде всего собрали израильских старейшин и открыли им волю Бога о еврейском на- роде, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. С быстротой орла она облетела все колена, племена и семейства. Народ воспрянул духом и радовал- ся, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4, 31). После этого оста- валось только сообщить Его волю фараону и просить об освобождении народа для жертвоприношения. С того памятного дня, когда Моисей в приступе гнева убил египтя- нина, прошло сорок лет. В Египте правил другой фараон, поступок Моисея стёрся в па- мяти людей, и бывшему изгнаннику ничего больше не угрожало. Впрочем, кто бы узнал в бородатом азиате, в грубом, длинном плаще с пастушьим посохом в руке, изысканного молодого египтянина, приёмного сына царевны, о котором когда-то столько говорили! Смело вошёл избранник Божий вместе со своим братом к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израиля: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но египетский владыка отверг просьбу Моисея. Он резко ответил просителям: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5, 1–2). С этими словами фараон выдворил ходатаев за угнетённый народ, а своим слугам сказал, что у евреев такие праздные мыс- ли от безделья, поэтому их надо ещё больше загрузить работой. В виде наказания он повелел израильтянам не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Это требовало дополнительного рабочего времени, так как соломы в Египте было не слишком много и приходилось ис- кать её по всей стране. А если кто-либо по этой причине не успевал изготовить установ- ленное количество кирпичей, ему грозила тяжёлая кара. Израильтяне, удручённые та- ким оборотом дела, начали ругать Моисея за то, что его ходатайство перед фараоном принесло больше вреда, чем пользы. Тогда Моисей и Аарон по повелению Бога опять явились к фараону. Чтобы предъявить доказательства божественности, Аарон бросил на пол свой жезл, и он мгновенно превратился в ползающего змея. Но правитель Египта, с улыбкой сожаления посмотрев на ходоков, велел привести своих чародеев, и те про- делали то же самое, что и Аарон. Не произвело особого впечатления даже то, что змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов. Братьев выгнали из дворца. Фараон смирил- ся после того, как Моисей по повелению Бога наслал на Египет поочередно десять каз- ней: сперва вода Нила превратилась в кровь, потом в устрашающих размерах размно- жились жабы, мошки и пёсьи мухи, пошёл мор на скот, тела людей покрылись гноящимися нарывами, сильный град уничтожил урожай, а что осталось на полях, поела саранча, затем в течение трёх дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли Гесем они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские маги пытались было своим ис- кусством отвести беды, но после третьего чуда признали, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас, и фараон соглашался отпустить из- раильтян в пустыню, но вскоре брал назад своё обещание. Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ дол- жен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне. Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с различными ремёслами этой цивилизации, так что в культурном отношении евреи стояли гораздо выше кочевников и могли сразу основать благоустроенное государство. Но рабская жизнь, естественно, не могла спо- собствовать их экономическому процветанию, так как в течение многих лет они не по- лучали за свой труд никакой платы. Теперь, перед уходом из страны, народ должен был в качестве компенсации выпросить у знакомых египтян всё, что могло оказаться необхо- димым в пустыне: одежды, украшения, сосуды и другие вещи. Наступил весенний месяц Авив (Нисан), заколосились нивы. «И сказал Господь Моисею и Аарону: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12, 2). Господь открыл Моисею, что в ночь на 15-е Нисана Он пройдёт по Египту и поразит всех первенцев египетских, и над всеми их богами произойдёт суд. В эту роковую для египтян ночь Господь выведет потомков Авраама из страны рабства. Своё освобожде- ние евреи должны были отпраздновать достойным образом. По повелению Господа каж- дое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца мужского пола, непо- рочного, т.е. без физических недостатков. Вечером 14-го Нисана каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо не должно вариться, а нужно испечь его на огне, причём испечь целым, с головой, ногами и внутренностями. Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки его сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «...Я в сию самую ночь, – сказал Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота... И будет у вас кровь знаме- нем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши...» (Исх. 12, 12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление веч- ное, как воспоминание о выходе евреев из Египта. Предсказание Господне свершилось. Заря, засиявшая в ночь на 15-е Нисана для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними. Ещё евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, а Ангел смерти прошёл по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас обуял египтян, «и сделался великий вопль [по всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12, 30). В самом дворце оплакивали потерю наследника. Последнего удара не выдержало высокомерие фарао- на. Узнав о страшном бедствии, постигшем страну и его собственный дом, он ещё ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу ва- шему]... и благословите меня» (Исх. 12, 31–32). Египтяне, жившие поблизости с еврея- ми, также просили евреев покинуть их страну и давали им золотые и серебряные вещи. Рано утром в 15-й день месяца Нисана евреи вышли из домов с такой поспешностью, что не успели заквасить теста. Они несли его в квашнях на плечах и уже в дороге напекли себе опресноков. Народ собирался под знамёна своих старейшин и большими группами направлялся в город Раамсес, где их ожидал великий вождь и освободитель Моисей. Когда все были в сборе, заиграли серебряные трубы и колонна израильтян покинула землю Гесем, направляясь на восток. Колонна состояла из шестисот тысяч вооружён- ных мужчин, а также женщин и детей. Во главе колонны двигался катафалк с деревян- ным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а шествие замыкали бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов. В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Бог: днем Он шёл впереди в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном. Моисей сперва повёл израильтян по ста- рой караванной дороге, вдоль берега Средиземного моря, но потом свернул на юг, в пу- стынный район Ефам, так как опасался, что приморские крепости живущих там народов не пропустят их в Ханаан без боя. В Ефаме беглецы первый раз расположились станом на долгий отдых, после чего они опять двинулись к югу и разбили палатки перед Пи- Гахирофом, в местности, лежащей между Мигдолом и морем, неподалеку от города Ваал- Цефон, славившегося храмом ханаанского бога Ваала. Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъярённый фараон во главе шестисот военных колесниц кинул- ся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли выныр- нули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним еги- петских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследо- вателей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в Своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привёл израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преградила вода. По повелению Божию «...простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступи- лись воды» (Исх. 14, 21). Как только образовалась суша посередине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег, откуда наблюдали, как египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за ними. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей ещё раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасе- ние никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудес- ным, и народ ликовал, прославляя Господа и своего доблестного вождя Моисея. Евреи ещё раз убедились, что Бог их отцов выше всех других богов. От полноты чувств они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровите- лю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев-освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновля- ла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории из- бранного народа. В третий месяц по исходу из Египта они подошли к горе Синай. На третий день по повелению Бога народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от неё, со строгим запрещением не подступать ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошёл на неё и дым восходил от неё, как от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это время Господь перед всем народом изрёк Десять Заповедей Закона Божьего. Затем Мо- исей взошёл на гору, принял от Него законы относительно религиозного и гражданского благоустройства и, когда сошёл с горы, сообщил всё это народу. Затем Моисей снова по повелению Божию взошёл на гору, провёл там сорок дней и сорок ночей и получил под- робные наставления о сооружении скинии и жертвенника и обо всём, что касается бо- гослужения. Также Бог вручил Моисею две каменные скрижали, где собственноручно начертал Десять Заповедей (Исх. 20). Спустившись с горы, Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. Не смог удержать Моисей полученные скри- жали, потому что от гнева Господа многократно возросла их масса, выпустил из рук и разбил камни, а золотого тельца сжёг на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сыновей Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После этого Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там со- рок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь простил народ. Возбуждён- ный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот ещё раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скри- жалями, и он снова провёл там сорок дней в посте. В это время Господь сошёл в облаке и проходил перед ним Своей славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет сла- вы Божией отразился на его лице, и когда он сошёл с горы, народ не мог смотреть на него, поэтому он носил покрывало на своём лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Дальнейшее странствование евреев сопровождалось многочисленными ис- кушениями, ропотом, малодушием и гибелью людей, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Сорок лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли, когда изра- ильтяне появились в Kадесе, в пустыне на границе земли Идумейской. Здесь умерла пророчица Мириам, в заслугу которой евреев сопровождал в странствиях неиссякаю- щий колодец с питьевой водой. Отвечая на молитву Моисея и Аарона, Бог велит им со- брать людей у водоносной скалы и «попросить» у неё воды. Однако Моисей не просит, а дважды ударяет скалу посохом. Из неё бьёт мощный фонтан. Проблема решена, но Бог лишает Моисея и его брата права на вступление в Израиль за то, что они «не ознамено- вали святость Мою на глазах у сынов Израиля» (Чис. 20, 1–12). Евреи вынуждены идти кружным путём, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои обязан- ности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. И снова жалобы на тяготы пути и упрёки в адрес Бога и Моисея. Нашествие ядовитых змей отрезвляет бунтовщиков, они просят пощады. По указанию Всевышнего Моисей изготавливает искусственного змея и закрепляет его на шесте. Взглянув на этого змея, все ужаленные исцеляются. Тем временем евреи подхо- дят к границе страны эмореев и просят царя Сихона пропустить их. Сихон отказывает, и тогда Моисей приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моа- витян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и зани- мают его страну, расположенную в районе Голанских высот. Моисей умер на горе Нево, увидав издали показанную ему Господом землю, ста двадцати лет от роду. «Тело его по- гребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6).