«Идиомы и примечания: Бык и осёл»

…Лежал как-то раз царь Соломон с одной из своих жён на лужайке…

Соломон (др.-евр. Шломо; араб. Сулайман в Коране) – третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965–928 годах до н.э. в пери- од его наивысшего расцвета. Имя Шломо происходит от арамейского («мир», в значении «не война»), а также от ивритского шалеем – «совершенный», «цельный». Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Когда Соломону было чуть меньше года, приближённый царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога»), вследствие чего некоторые убеждены, что «Соломон» было всего лишь прозвищем. Шломо – сын царя Давида и его любимой жены Бат-Шевы, считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Царь Давид собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию. Бат-Шева и пророк Натан уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за рога жертвенника» (3Цар.1:51); после его раскаяния Соломон его помиловал. Получив власть, Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться. Всевышний дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Господь наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. Царь Соломон был мирным правителем, и за 40 лет его правления не было ни одной большой войны. Ему в наследство досталось большое и сильное государство, и он должен был поддерживать и укреплять его. В на- чале своего царствования он взял в жёны дочь египетского фараона, тем самым укрепив южные границы своего государства. Впоследствии он неоднократно брал себе в жёны женщин других народов для поддержания добрососедских отношений с соседними государствами («И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его» – 3Цар. 11:3). Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и тор- говцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое госу- дарство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, возвёл Первый Иерусалимский Храм, впер- вые ввёл в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремёсла и всячески поддерживал торговлю с другими странами. Соломон окружил своё правление роскошью и богатством, «и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями». Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем и привозили богатые дары. Устройство трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах: на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии – 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства жи- вотных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизи- ровать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других — имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии – Хаггая). Над под- свечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже – золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградные лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из Ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные по- казания. В другом Мидраше рассказывается, что при восхождении Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Сту- пени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. Элемент чуда сказы- вался повсюду. При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый под- земный ящик, в котором впоследствии был скрыт Ковчег Завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богат- ства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона ангел, принявший его образ и узурпировавший власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упомина- ется царь чертей Ашмодай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Известна такая легенда. Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек, с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал его к себе и спросил: «Уж не разбойник ли ты?» – на что тот ответил: «Я – ювелир, а Иерусалим – знаменитый город, сюда при- езжает множество состоятельных людей, царей и князей». Соломон поинтересовался: сколько же мастер этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмех- нулся и сказал, что коли этот умелец такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы ни был талантлив мастер, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца – половина мудреца». И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон перстня нацарапал три еврейские буквы — гимел (число 3), заин (число 7) и йуд (число 10). И сказал, что с этим можно смело идти к царю. Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон перстня по-своему — и их смысл: «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и всё время наверх выступают разные буквы, так вертится мир, и так же в колесе судь- ба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдёт, он сразу стал грустным. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то, глядя на перстень, он ощущал, что и это тоже пройдёт, ему становилось весело.