«Идиомы и примечания: Череп»

…«Наверняка эта дверь ведёт в Ган Эден», – подумал он…

В иудаизме при жизни Александра Македонского Ган Эден – общепринятое обозначение рая и как места, в котором обитали Адам и Хавва (Ева), и как обители, куда отправляются после телесной смерти души праведников. Последнее представление отсутствует в еврейской Библии, или Танахе (Ветхий Завет), и появляется только в Талмуде. Старейший еврейский источник (конец I века н.э.), в котором упоминается Ган Эден в значении «рай и ад (Гегинном)», – изречение раби Йоханана бен Заккая: «Передо мною два пути: один ведет в Ган Эден, другой – в Гегинном» (Брахот 28б). Некоторые законоучители полагали, что праведники и грешники войдут в Ган Эден и Гегинном после воскресения из мёртвых и Страшного суда, другие – что сразу после смерти. В раввинистической литературе есть утверждение, что Ган Эден и ад существовали ещё до сотворения мира (Пе- сахим 54а). Гегинном расположен по левую руку Бога, Ган Эден – по правую (Мидраш Тегиллим 90:12). От каждого человека зависит, где он займёт место. В иудейских пред- ставлениях рай лишён чувственных наслаждений: праведники будут восседать в венцах, наслаждаться сиянием Божественного Присутствия и изучать Тору (Брахот 17а). Ган Эден не изображается как место статичного блаженства: Мессия, пребывающий там в ожидании избавления, призывает праведные души ходатайствовать о приближении этого дня. Согласно иудаизму в Ган Эдене пребывают и души праведников-неевреев. Многие еврейские законоучители Нового времени отвергали идею существования ада и рая в буквальном смысле слова.

…И вспомнил Александр, как он гостил в Иерусалиме у еврейских мудрецов…

При завоевании Персии Александр Македонский не стремился вступать в конфликт с мирным населением. Те, кто не оказывал сопротивления, автоматически становились подданными Македонии. Религиозных притеснений не было. В Иерусалим, по некоторым данным, Александр вступил в 332 году до н.э. и с большим интересом отнёсся к необычному народу. Известен организованный Александром спор между мудрецами иудеями и греками, который не принёс ему ясности в понимании загадочной еврейской души. Он не мог понять, как можно осуждать змея, давшего Еве яблоко с дерева добра и зла: ведь после того как они с Адамом его вкусили, то, как боги, стали отличать добро от зла. Греческие мудрецы сравнили змея с Прометеем, научившим людей наукам и ремеслу, и стали относиться к змею как к святому животному. Завоевание Эрец-Исраэль Александром и включение этого региона в состав империи сыграло весьма отрицательную роль. Разрушение завоевателем Тира и других финикийских городов привело к перераспределению торговых путей. Традиционные операции, когда финикийцы со всех сторон Средиземного моря перепродавали свои товары иудеям и те распространяли их по всей Персии, имея при этом значительные барыши, прекратились. Греки, уничтожив своего торгового соперника, оставили без работы и евреев.