Рецензии Все рецензии

Рецензия искусствоведа-эксперта В. И. Переятенец

Биография художника Rami Meir во многом типична для поколения, чья молодость и становление совпало с распадом СССР. Он родился в многонациональном Баку, с юности восприняв сплав различных культур, что было свойственно этому городу. Именно там будущий художник получает первые азы в профессии. Это обучение художественной обработке дерева и ювелирному делу, что также скажется впоследствии на формировании его художественного языка. Затем – эмиграция и серьезное изучение религиозной философии и теологии. Потом вновь переезд, теперь уже в Россию. Сейчас RamiMeir – успешный галерист и художник.

Творчество Rami Meir разностороннее. Он поэт, автор слов к музыке, певец, скульптор, живописец. И в каждом проявлении его художественного дарования есть нечто объединяющее – это серьезный философский смысл, который проявляется практически во всех его работах, будь то притчи, скульптуры или живописные произведения.  Он прекрасно чувствует фактуру дерева, добивается совершенства в обработки поверхности. Но не это главное в его скульптурных работах. Ряд его композиций посвящен религиозной тематике, в которых отражены его представления о мироздании: от рельефа с изображением   райского сада до трехмерной звезды Давида с библейскими персонажами.

У него есть и картины, написанные на сюжеты из священного писания, раскрывая которые автор по-своему перерабатывает эстетику восточной миниатюры: строя плоскостное пространство путем сочетания больших цветовых пятен, стилизуя фигуры, используя насыщенную цветовую палитру. Таким образом, ему удается добиться связи своих религиозных композиций с общим контекстом работ в мировой живописи на библейские сюжеты.

Но, не меньшая глубина понимания жизни передана и в ряде других полотен. Будучи горским евреем по рождению, особенно трепетно относясь к окружавшим его в юности людям, художник создал целый цикл работ, воспроизводящих их образы. И здесь использован интересный прием привнесения эстетики старой постановочной фотографии, немного наивной, но очень искренней в живописное полотно. Эта искренность передается зрителю, заставляет его понять и увидеть нечто большее, чем просто портреты некогда живших людей.

Портрет как жанр – один из наиболее значимых у Rami Meir. Он любит крупные планы, внимательно всматривается в своего героя, будь то прелестные девочки-близнецы или старый мудрец. Более того, портретное начало присутствует у него и в других жанра. В анималистке, когда художник так внимательно выписывает лицо тигра в картине «Оскал тигра» в пейзаже, когда тот оборачивается портретом цветка, аллеей гранатовых деревьев или портретом апельсинового дерева. И это еще и потому, что автор всегда хочет сказать нечто большее, чем порадовать зрителя эффектным изображением. Не случайно его картины имеют символическое название. Например «Прорвался» — это и цветок, проросший сквозь асфальт и символ огромной силы воли, присущей даже столь хрупкому созданию. 

Нарочитое смещение планов, нарушение законов перспективы он нередко использует для концентрации внимания зрителя на предмете, чтобы дать ему осознать туже остроту чувства, что вдохновляла мастера в процессе создания картины. Так прыгает тигр на его полотне, надвигаются на зрителя гранатовые деревья, усыпанные плодами в картине «Гранатовый сад», складываются в причудливый орнамент осенние листья, которым можно любоваться в работе «Яркая осень».

Если говорить о сути его ремесла, профессии, то есть две позиции, которые ее формируют. Это цвет, и вдумчивое отношение к деталям, заложенное еще первыми опытами в художественном творчестве, благодаря начальному образованию в области декоративно-прикладного искусства. Отсюда столь тщательная проработка поверхности, будь то декоративный рельеф или живописное полотно. 

Сосредоточившись на создании живописных полотен, Rami Meir выработал и свою манеру письма, весьма современную, оригинальную, где каждая картина начинается с знаменитого золотого мазка, своего рода перформанса, характерного именно для этого художника. В этом же русле условностей современного искусства (contemporaryart) лежит и его работа с 3-D мазком, при этом отношение к самому процессу живописи сохраняется как кропотливой работе. И пастозное письмо у Rami Meir сочетается с тонкими лессировками, что осталось в современном изобразительном искусстве лишь у немногих.

Основной акцент, который художник делает на выразительности цвета для человека, выросшего под ярким солнцем Востока, естественна. Порой он выбирает нарочито-насыщенные цветовые сочетания, неоновые оттенки, но блистательно справляется с этой сложной задачей. Особенно это видно в его пейзажах, написанных в юго-восточной Азии, которые, казалось бы, вобрали в себя все краски природы. 

Яркий насыщенные цвет может передавать не только радости от восприятия окружающего мира как в полотне с гранатами, но заставляет задуматься, обозначая для зрителя направление внимания, как оранжевый апельсин на зеленом дереве, являющийся смыслообразующим центром работы «Надежда и жизнь», и голубые яркие глаза у девушек-близнецов в картине «Две принцессы».

Творчество — вещь, данная свыше, и оно находит человека иногда неожиданно. Так и художник Rami Meir сформировался вопреки тем канонам, которые у людей его поколения были традиционны для профессионального живописца. Путь художественная школа - институт - самостоятельное творчество был не столь гладким. Были образования в области художественного ремесла в обработке дерева и ювелирного искусства. Впоследствии развиваясь духовно, восприняв мировую философию, художник вновь возвращается в живописное творчество. Он работает в рамках реалистической традиции, однако, это современное искусство, и оно предполагает использование опыта всех своих предшественников. Однако, творчески переработав все, он нашел свои темы в искусстве, свою эстетику и свой живописный язык, что дано не многим.

Выводы: Творчество израильского художника российского происхождения Rami Meir является органичной частью современного художественного процесса. Работая в русле реалистического фигуративного искусства, он выработал свой собственный художественный язык, основными качествами которого являются оригинальная, присущая только RamiMeir техника 3-D мазка, которая основывается на приемах классической живописи с применением лессировок. Показательным качеством, характеризующим особое отношение художника к процессу творчества, является такой авторский прием как «золотой мазок», с которого начинается процесс создания каждой работы. Создавая свои картины, он отдает предпочтение яркому насыщенному колориту, который не только придает позитивное звучание работам, но и наполняют их глубоким философским смыслом. Все это позволяет считать Rami Meir одним из интереснейших современных мастеров живописи России и Израиля.

 

 

Искусствовед-эксперт Переятенец В.И.

Аттестована Министерством культуры РФ 

с правом проведения экспертизы

по произведениям живописи, графики, 

предметам декоративно-прикладного искусства (Россия XVII-ХХ век и современное искусство)