Рассказывают еврейские мудрецы, что жил такой народ – караимы. Эти люди приняли Письменную Тору, но не хотели признавать, что Моисей получил на горе Синай и Устную Тору. Они утверждали, что присутствовали при даровании священных Скрижалей и не видели, как Моисей получил Устную Тору. Поэтому они считали себя настоя-
щими иудеями, а остальные евреи ничего для них не значили. Как-то раз решили караимы расправиться с евреями и донесли шаху одного из персидских государств о том, что евреи его не уважают и не любят, ругают и не терпят его воли. Разгневался шах на евреев:
– Как можно не преклоняться перед шахом целому народу? Не может такого быть! Наверняка вы, караимы, затеваете что-то недоброе против евреев.
– О шах, ты можешь проверить сам! Пригласи евреев к себе во дворец и всё увидишь сам, – сказали караимы.
Послал шах гонцов в еврейский посёлок сообщить, чтобы глава общины пришёл во дворец защищать судьбу своего народа. В еврейском поселении началась паника, все боялись шаха и все знали, какие козни могут чинить караимы. И тогда вышел один старец и сказал:
– Доверьтесь мне! Я улажу это дело, а вы молитесь за меня, пока я буду во дворце у шаха. Всемогущий Отец мироздания не оставит своих детей в беде.
Пошёл старец во дворец к шаху, где уже находились караимы. Было во дворце правило, что нельзя заходить в обуви: её снимали и клали перед входом, а в шатры шаха заходили босиком, чтобы показать своё смирение. Все, кто ждал во дворце еврейского представителя, разулись и оставили обувь при входе.
Старец, подойдя к дворцу, разулся, взял свою обувь в руки, зашёл во дворец и подошёл к шаху:
– Я пришёл, о великий шах, защищать участь своего народа!
Как только увидел шах старца, зашедшего с обувью, разгневался, вскочил с трона. А караимы подбежали и стали шептать:
– Видишь, шах?! Они тебя презирают! Решили тебя опозорить перед всеми собравшимися у тебя же на глазах!
Шах поднял руку, позвал воинов и приказал отрубить старцу голову, а всех евреев в посёлке истребить.
Но старец сказал:
– О великий, мудрый шах! Не выслушав меня, ты не можешь принять такое решение! Твоя мудрость не позволит тебе свершить несправедливый суд. Позволь мне сказать слово!
– Хорошо, говори!
– О великий шах! Прежде чем я что-то скажу, тебе будет интересно узнать, почему я зашёл во дворец с обувью в руках.
– Говори! Я очень хочу знать! – ответил шах.
– Я боюсь, что если оставлю свои туфли у дворца, то караимы украдут их, потому что все они – воры!
Возмутились тогда караимы, стали кричать:
– Как тебе не стыдно! Никакие мы не воры! Это вы, евреи, воры и обманщики!
Сказал тогда старец:
– У меня есть доказательства из Письменной Торы, которую вы признаёте!
Открыл старец книгу Шмот, где написано, что Мойше раби, перед тем как подняться на гору Синай, разулся и поставил свою обувь перед горой. Поднялся на гору и получил Тору.
– Так?
– Да, верно, так написано!
– Но когда он спустился, его обуви уже не было.
– Куда же она делась? – спросил шах.
– Караимы украли! Все они воры и обманщики!
Снова возмутились караимы:
– Ничего мы не крали, ты врёшь! И вообще, мы поселились у горы Синай только тысячу лет спустя.
Тут шах рассмеялся:
– Но вы же сами говорили, что вы – настоящие иудеи! Вы говорили, что получили Письменную Тору! Если вас ещё тогда не было, то вы обманщики и лгуны! Уходите с глаз долой!
Бросились караимы бежать, и вскоре от них и следа не осталось.
Тогда старец повернулся к шаху и сказал:
– Не гневайтесь, о великий шах! Это была единственная возможность доказать нашу правоту и верность тебе! Много вещей в мире можно услышать, но чтобы отличить ложь от истины, нужно знать маленький секрет: у лжи нет ног и ей не на чём стоять. Как только пошатнёшь её – она сразу упадёт, потому что не имеет под собой никакой основы.