«Идиомы и примечания: Всё во власти языка»

…Разве вы не знаете, что тот, кто научился владеть своим языком, достоин уважения, а тот, чьи речи лечат людей, достоин рая?..

Сюжет притчи и её концовка иносказательно передают как общность, так и имеющиеся противоречия не только в истории еврейского народа, но и внутри иудаизма. В эллинистическую эпоху (с конца IV века до н.э.) начинается период рассеяния (диаспоры) евреев по античному миру и происходит формирование синагогальной организации. Синагога (от греч. «сходка, собрание») – это не только молитвенный дом, но и средоточие общественной жизни, а также центр управления еврейской общиной за пределами Иудеи. В ней хранились общая казна, имущество, синагога занималась благотворительностью, в ней читались молитвы и Священное Писание. Но в ней не приносились жертвоприношения, которые делались только в Иерусалимском Храме. Распространение евреев по миру способствовало преодолению национальной замкнутости и ограниченности. Появились поклонники иудаизма среди неевреев – прозелиты. Большое значение имел перевод Библии на греческий язык – Септуагинта (III–II века до н.э.), что повлияло на сближение эллинистической религиозной философии и иудаизма и возникновение синкретических религиозно-идеалистических систем. Лишение Иудеи политической самостоятельности и установление чужеземной власти усилило веру в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и в избавителя Мессию. С учением о Мессии появилось и учение о грядущем веке – эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Распространяется учение о загробной жизни и воскресении мёртвых. Под влиянием изучения пророков создаётся апокалиптика. Во II–I веках до н.э. в иудаизме появляются течения и секты, основными из которых были саддукеи, фарисеи и ессеи. В составе течения саддукеев были члены священнических родов, а также военной и земледельческой аристократии. Основателем этого направления был Садок – первосвященник в царствование Соломона. С конца II века до н.э. саддукеи являлись опорой правящей династии. Они скрупулезно придерживались храмового культа, строго следовали религиозной традиции, соблюдали обряды, но только на основании письменной традиции, отвергая устное учение. Всякие попытки нового истолкования Закона рассматривались как протест и посягательство на их монопольные права. Саддукеи стремились к концентрации духовной и светской власти. В философско-теологическом учении они отвергали предопределение судеб, отрицали загробную жизнь и воскресение мёртвых, бытие ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей. После разрушения Иерусалимского Храма в 70 году н.э. саддукеи сошли с исторической арены. Секта фарисеев (с иврита – «отлучать, отделять») возникла после вавилонского плена. По одной из версий, фарисеи во II веке до н.э. отделились от хасидов (благочестивых), которые держались национальной обособленности и требований Закона. В составе секты в основном были средние слои населения, но прежде всего учёные-мудрецы (профессиональные законоведы). Общее их число было довольно значительным: так, на рубеже старой и новой эры 6 тысяч фарисеев отказались при- нести присягу римскому императору Августу. Фарисеи считались авторитетными истолкователями Законов и, в отличие от саддукеев, применяли их толкование к новым историческим условиям. В связи с этим они выработали стройную систему герменевтики (способ извлечения из текста тайного смысла) и логические приёмы дедукций и силлогизмов (умозаключение, состоящее из двух суждений-посылок, из которых следует третье суждение – вывод). При помощи этих приёмов из Пятикнижия выводились новые Законы или видоизменялись старые применительно к новым условиям. Фарисеи признавали Божественное предопределение, верили в бессмертие души, в ангелов и духов, в воскресение мёртвых и в загробное воздаяние. Они активно участвовали в по- литической жизни, и в период римского господства большая их часть составила партию «мира с Римом». Поэтому слово «фарисей» со временем стало ассоциироваться с демагогией, ханжеством, лицемерием. Наивысшего расцвета фарисеи достигли после раз- рушения Иерусалимского Храма и действовали в синагогах в диаспоре. Создали первую и основную часть Талмуда. Ессеи, или эссены (от арамейского хасайя – «благочестивый»), существовали со второй половины II века до н.э. В основном жили общинами в районе западного побережья Мёртвого моря. У них были особые принципы социальной организации: отвергали частную собственность, рабство, торговлю. Практиковали коллективный быт и общую собственность (общей была не только касса, но даже одежда). Отказывались от брака и половой жизни, считая, что это разрушает их общность, хотя некоторые признавали брак как средство продолжения человеческого рода. Приём в члены общины происходил только после специального испытания. Ессеи верили в единого Бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ после смерти. Главной своей задачей они считали сохранение и возвышение чистоты нравов, благочестие и религиозность, поэтому вели строгую нравственную жизнь.