«Идиомы и примечания: Праведный Евстах»

…Ночью увидел раввин сон, что он в раю, а рядом с ним сидит какой-то человек по имени Евстах из далёкого города… Ужаснулся раввин: «Неужели в раю со мной рядом будет этот человек? Человек, который не соблюдает субботу, развратник, который не боится Бога?!»

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх этапах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга. Первый имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей – и праведников, и грешников – идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом «шеол» (стоять перед ответом). Шеол – это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода Мессии и решения своей участи. После прихода Мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. Второй вариант учения о загробной жизни существо- вал со времени появления Талмуда и до второй половины XIX века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать Мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай («Ган Эден»). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова «шеол» и «геенна». (Геенной называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи- иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли «гоями») навсегда. Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом там лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не толь- ко вести себя нравственно, но и соблюдать религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям. Притча же учит нас тому, что каждый еврей, даже тот, кто ведёт не совсем праведный образ жизни, но совершает праведные поступки, может заслужить место в раю. Так, например, богатый человек, не имеющий в силу своей занятости времени на изучение священных книг, может дать денег бедному, и будет считаться, что они оба изучают Тору.