«Идиомы и примечания: Подземный город»

…Наверное, поэтому в народе говорят: «Аз рах кялятао фурмуш нэбош – не теряй пути предков своих»…

Народная мудрость уходит корнями в историю вечных скитаний евреев, которые тем не менее, при всей превратности своей судьбы, стремились попасть в Эрец-Исраэль, но и знали, что эта земля дарована им Богом. История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Ветхого Завета. Племена Аврам, Нахор и др., упомянутые в нём, первоначально жили в землях между Тигром и Евфратом в их верховьях, между Кархемишем на западе и Ниневией на востоке. Тора зафиксировала древние истории о миграции части этих племён в Египет под именами «патриархов». В на- чале II тысячелетия до н.э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови), и поэтому сравнительно лег- ко включали в свой пантеон божества других народов, особенно из числа завоёванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали существование различных божественных наименований. Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого они поступали, стал считаться один и тот же – Иегова. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным моно- теизмом Моисея, провозгласившего Его «единым Богом вселенной». Видимо, Иегова был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа. Позже культ Иеговы стал выходить на первое место, оттесняя другие культы и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок. Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали ещё несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась всё более тяжёлой. С появлением Моисея еврейский народ обрёл своего вождя, который сумел вступить в не- посредственный контакт с Богом и, следуя его советам, вывел евреев из плена в Страну обетованную, т.е. Эрец-Исраэль.