«Идиомы и примечания: О французском раввине»

…Хорошо, я возьму этот сундук, но сначала я соберу даамерд, и только в присутствии десяти свидетелей вы мне передадите своё имущество…

Сказано в Торе: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Ваикра 19:11). Здесь дано предупреждение относительно лживого поведения в денежных спорах. Темой спора может быть залог, долг, украденная вещь, неуплата за работу или не возвращённая владельцу находка. Если, будучи привлечённым к суду на предмет материальных претензий, человек лживо отрицает свою вину и отказывается от платежа, то тем самым он нарушает приведённый запрет и не может в дальнейшем выступать в суде свидетелем по другим делам. Запрет касается любого имущества безотносительно того, у кого украден предмет: у взрослого или малолетнего, еврея или нееврея. Сказано в Торе: «Не грабь» (Ваикра 19:13), что относится к любому имуществу стоимостью от прута (самой мелкой монеты) и выше. Но запрещено брать силой любой предмет, даже имеющий меньшую стоимость. Силой отнявший любую вещь стоимостью пусть и меньше прута подобен отнявшему жизнь. Запрет нарушается тем, кто удерживает у себя чужое имущество, попавшее к нему с согласия владельца, например не возвращает занятую сумму денег... «Не отзывайся о ближнем твоём свидетельством ложным» – это одна из Десяти Заповедей. По закону Торы, два свидетеля, на показаниях которых основывается решение суда, должны быть абсолютно не причастны к происшедшему. Они не должны быть связаны ни друг с другом, ни с обвиняемым и его обвинителем, ни с судьями; они так- же не должны быть заинтересованы в том или ином исходе процесса. Они исполняют в суде общественный долг – представляют народ Израиля. Если свидетели сами виновны в каких-либо серьёзных нарушениях закона, они не могут свидетельствовать на суде. Но если свидетельства соблюдающих мицвот евреев не противоречат друг другу, их принимают. Судья не имеет права оказывать предпочтение словам одного из свидетелей только потому, что тот занимает более высокое социальное положение. Если перед ним честные люди, он обязан отнестись к их словам с полным доверием. Перед судом все евреи равны — будь то дворник или профессор. Судья обязан быть абсолютно беспристрастным по отношению к сторонам в процессе. Единственная его цель – выяснение истины. Он не имеет права быть более резким по отношению к кому-либо из участников процесса с тем, чтобы таким образом запугать его. Он не имеет права выслушивать одну из сторон без того, чтобы выслушать другую, и должен бесстрашно высказать истину, какой он её видит, независимо от возможных последствий. На правосудии зиждется само существование мира. Еврейские мудрецы говорят: «Тот, кто судит по правде, принимает участие в Божественном творении». Вызов десяти свидетелей, возможно, связан с иудейскими обычаями, в частности с миньяном.