«Идиомы и примечания: Караимы»

…Рассказывают еврейские мудрецы, что жил такой народ – караимы. Эти люди приняли письменную Тору, но не хотели признавать, что Моисей получил на горе Синай и устную Тору. Они утверждали, что присутствовали при даровании священных скрижалей и не видели, как Моисей получил устную Тору…

Иудаизм – это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы, и раввины отвечают одинаково: в Иудее. Но на другой вопрос – когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному. Как считают историки, до VII века до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI веке до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической, а монотеистические представления у евреев сформировались в религию во время правления в Иудее (южной части Палестины) царя Иосии. Из исторических источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму – 621-й до н.э. В этом году царь Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им, разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни. Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди – Адам и Хавва. Следовательно, время сотворения мира и человека было временем возникновения иудаизма, а своего единственного Бога евреи назвали именем Адонай («Сущий», «Существующий»). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали именно так, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает. В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия – ортодоксальный иудаизм, который существует от времени возникновения иудаизма как такового. Другая – караимство – возникла в Ираке в VIII веке н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово «караим» означает «чтец», «читающий». Основная особенность караимства – отказ признавать святость Талмуда. Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Слово «хасид» означает «благочестивый», «примерный», «образцовый». Хасиды требуют от своих приверженцев «горячей молитвы», т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Главное в нём – обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите, то в реформированном иудаизме – на языке тех стран, в которых живут евреи. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (за перегородкой или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины. В вероучении иудаизма можно вы- делить восемь основных положений. Это учения: о священных книгах, о сверхъестественных существах, о Машиахе (Мессии), о пророках, о душе, о загробной жизни, о пищевых запретах, о субботе. Священные книги иудаизма можно разделить на три груп- пы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита – «Закон»). Во вторую группу входит тоже только одна книга – Танах. В третью группу входит собрание священных книг – Талмуд («Изучение»). Танах – это одна книга- том, которая состоит из двадцати четырёх книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет своё название. В первую часть Танаха входит пять книг (первая священная книга – Тора является одновременно составной частью второй священной книги – Танаха). Во вторую часть – Невиим («Пророки») – входит семь книг, в третью – Хтувим («Писания») – входит двенадцать книг. Талмуд – это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке) это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части: Мишну, палестинскую и вавилонскую Гемару. Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки – это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного раз- говора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих – Илья и Моисей. Богословы считают, что Илья жил в IX веке до н.э. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом возобновлял в её доме запасы муки и масла и во кресил её сына. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо. В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: в XV веке до н.э. – в XIII веке до н.э. Иудеи считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору, как сказано в пер- вой Мишне трактата Авот: «Моисей получил Тору на горе Синай и передал её Иегошуа (Иисусу Навину); Иегошуа – старейшинам; старейшины – пророкам, а пророки пере- дали её Мужам Великого Собрания». В данном случае подразумевается Устная Тора. Во избежание путаницы Тора-Пятикнижие называется Письменной Торой (Тора ше-би- хтав); именно её написал Моисей собственной рукой (Пятикнижие Моисеево) спустя сорок лет после получения Скрижалей и перед своей смертью передал по экземпляру каждому из колен Израилевых. Комментарии к Торе он не написал, а передал из уст в уста Иегошуа. И так они передавались из поколения в поколение. Устная Тора считается неотъемлемой частью Письменной Торы, ибо невозможно понять многое в Книге, осо- бенно детали и частные случаи её заповедей. В ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме Устная Тора служит неотъемлемым дополнением к главному священному тексту иудаизма – Письменной Торе. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда герменевтических принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Книга является подобием конспекта, в котором за- шифрованы все положения Устной Торы. Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения Второго Храма и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н.э. по решению Собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии со- ставили Талмуд. В разные времена существовали (и существуют сейчас) секты, не при- знававшие Устный Закон, а опиравшиеся только на Книгу: самаритяне, саддукеи, караимы. Но поскольку из самого текста Торы не совсем ясно, как следует исполнять те или иные её предписания, эти секты неизбежно создают свой вариант толкования Торы, свою традицию, несущую те же функции, что и Устная Тора. У Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания, а Моисей, следуя им, привёл евре- ев в Иудею. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха (Песах). Главным днём праздника является первый, а главным способом празднования – праздничный семейный ужин, который называется словом «седер» («порядок»). Во время се- дера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствую- щим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта. Учение о душе имеют все религии. В иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа – сверхъ- естественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы, не зависит от тела и может существовать отдельно либо как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц. Душа каждого человека сотворена Богом и бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно за- бирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим – нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в осо- бой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии счи- тают, что пока человек жив, душа находится в его теле. Иудеи должны соблюдать опре- делённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых жи- вотных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят сви- ньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь, т.е. можно питаться только обескровленным мя- сом. Такое мясо называют «кошерным» («кошер» с иврита переводится как «подходящий», «правильный»). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь ней- тральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед при- ёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее чем на три часа. Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира – для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма – Тора и Танах – стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге му- сульман – Коране.

…Открыл старец книгу Шмот, где написано, что Мойше раби, перед тем как подняться на гору Синай, разулся и поставил свою обувь перед горой…

Дословный пересказ Книги Шмот (Исх. 3, 5):

1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды про- вёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву.

2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает.

3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! – Он сказал: вот я!

5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на кото- ром ты стоишь, есть земля святая.

…И вообще, мы поселились у горы Синай только тысячу лет спустя...

Караимские общины существуют на территории Израиля примерно с IX века н.э. В со- временном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Согласно израильскому «Закону о Возвращении» лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями. Большинство караимов прибыло в Изра- иль из Египта, а также Ирака и Турции. После 90-х годов XX века в Израиль прибыло не- сколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ. Караимская об- щина официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офаки- ме и отдельных караимских мошавах. В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодежь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны, община ак- тивно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талму- дической форме иудаизма. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями. «Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считается Пятикнижие Моисеево, что они признают Иисуса Христа пророком, но на- равне считают пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до и после замужества основы- вается на учении Магомета, что у кенасы (молельня караимов) строится, как у мечети, «фонтан» и есть специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снимается обувь, как у магометан. Особенно почитается книга «Левит» и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали...» – записал протоирей Семён Стариков, долгое время изучавший жизнь и быт караимов.