«Идиомы и примечания: Дорога в Иерусалим»

…Как-то раз один бедняк решил пойти в Иерусалим…

В 1996 году исполнилось три тысячи лет столице Израиля – городу Иерусалиму. Поселения на этом месте возникли еще в 3000 году до н.э. А первые упоминания о городе относятся к эпохе Ханаанского царства (XX–XIX века до н.э.). И с тех пор история не прерывается: Иерусалим, Ерушалаим, Джерусалим... всего более семидесяти названий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей. На древних картах Иерусалим изображен в центре мира, и сегодня он является общей святыней для иудеев, христиан и мусульман. На протяжении тысячелетий город служит поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн. И тем не менее ежегодно сюда приезжают миллионы людей из разных стран и разных вероисповеданий, считая себя ответственными за его судьбу.

…Его переполняло чувство благодарности к Богу, и, подняв глаза к небу, бедняк произнёс: «О Господи, как я благодарен Тебе за Твою любовь ко мне, простому смертному. Ведь никогда Ты, Всевышний, не оставишь меня без Своей отеческой заботы…

Молитва – обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ас- социированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения. В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (например, Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13–15). Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись некоторой регламентации; ещё до новой эры были установлены часы для совершения молитв – третий, шестой и девятый. Современные евреи молятся приблизительно в это же время с покрытой головой, а утром на левую руку и на голову налагают тфилин. Мужчины молитвы обыкновенно читают на иврите и арамейском языке, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних. Миньян необходим для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний. Талмуд устанавливает число 10, ссылаясь на ряд библейских стихов (Чис. 14:27, где термин эда – «общество» — прилагается к десятерым, Руфь 4:2, Быт. 18:32 и др.). Таким образом, десять человек образуют конгрегацию. В некоторых общинах в особых случаях дозволен ми- ньян из девяти мужчин и мальчика до 13 лет, держащего Пятикнижие. Мудрецы Талмуда придавали миньяну большое значение. Раби Халафта из Кфар-Ханании говорил: «Когда десять человек находятся вместе для изучения закона, дух Божий среди них...» (Авот 3:7). Совершеннолетие у евреев определяется с возраста бар-мицвы, т.е. по исполне- нии юноше 13 лет. Считается, что способность сосредоточиться появляется у ребёнка именно в этом возрасте, когда разум и сердце могут осознанно сделать выбор в пользу служения Богу. Как записано в Мидраше, сказал народ Израиля: «Владыка мира! Рады мы изучать Тору днем и ночью, но нет у нас возможности». Сказал им Всевышний: «Вы- полняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам, словно вы занимались всё время изучени- ем Торы». Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Богом. О тфи- лин сказано – «повяжите их», т.е. еврей, повязывая тфилин, «привязывает» себя к Богу и подчиняет себя Его власти. В Торе есть четыре отрывка, которые предписано взрос- лым евреям-мужчинам возлагать на руку и на голову. Эти четыре отрывка записывают чернилами на пергаменте из кожи кошерных животных, которые укладывают в чёрный кожаный корпус. Тфилин состоит из двух частей: головной – тфилин шель рош (его на- девают на голову) и ручной – тфилин шель яд (его надевают на левую руку, а левша – на правую). Каждый из них состоит из корпуса – баит, в котором и содержатся отрывки из Торы, и ремешков – рецуот, продетых через паз основания корпуса. Возложение тфи- лин на руку предназначено влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а на голову – влиять на мысли, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему». Записанный на пергаменте текст утверждает веру в единого Бога, напоминает об исходе из Египта и связанных с этим чудесах и повелевает помнить Закон, данный Богом Израилю. После возложения головного тфилин и его фиксации на- матывают три витка наручного ремешка вокруг среднего пальца, наподобие обручаль- ного кольца. Согласно Устному Закону как головной, так и наручный тфилин должны быть строго квадратной формы, т.е. длина корпуса должна быть равна его ширине. То же самое касается основания корпуса и формы шва, скрепляющего низ корпуса с его основанием. Корпус тфилин выполняют из кожи кошерных животных и окрашивают в чёрный цвет, как и ремни. Чёрный цвет сохраняет своё постоянство и не меняется под воздействием других красок. Факт такой неизменной стабильности идентичен неизмен- ности Всевышнего. Для швов тфилин по возможности используют бычьи сухожилия, делая 12 стёжек по числу 12 родовых колен, по три стёжки с каждой стороны квадрата. Причём шов должен быть двойным – сверху и снизу на каждой стёжке.