«Идиомы и примечания: Цена копейки»

…Как-то раз в одной деревушке, где жили евреи, назначили одного уважаемого богобоязненного человека габаем цдака…

Габай – это обычно тот человек, которого знают, уважают, который признаётся общиной. Он контролирует прохождение молитв, т.е. начало молитвы, её логичный традиционный ход. Молитву, как известно, ведёт кантор, или хазан, но габай следит за по- рядком: он, во-первых, смотрит, чтобы был миньян, во-вторых, в функцию габая входит забота о пожилых прихожанах. В субботу, когда собирается много людей и после молитвы проводится кидуш, габай смотрит, чтобы все желающие прихожане могли принять в ней участие, чтобы им было слышно, понятно происходящее, чтобы был какой- то порядок и т.д. Тора велит оказывать помощь другому еврею: «Раскрывай руку свою брату твоему» (Дварим 15:11), «И пусть будет жив брат твой с тобою» (Ваикра 25:36). Каждый, кто видит бедняка, просящего подаяние, и ничего не даёт ему, нарушает за- прет Торы: «Не ожесточай сердца твоего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим» (Дварим 15:7). Готовность к оказанию помощи – отличительный признак потомства Авраама, о котором говорит Всевышний: «Избрал Я его для того, чтобы он заповедал потомкам своим... творить добро и справедливость» (Брейшит 18:19). И обещает пророк от имени Всевышнего, что народ Израиля будет освобождён из изгнания толь- ко за исполнение заповеди о цдаке: «Сион правосудием будет искуплён, а возвращающиеся в него – милосердием» (Йешаягу 1:27). Сказали еврейские мудрецы: каждого, кто жалеет других, жалеет Всевышний; тот же, кто ожесточает своё сердце, тем самым свидетельствует, что не принадлежит к потомству Авраама. Буквальный перевод слова цдака – «оказание справедливости», а не «милостыня». На иврите слово «цдака» отражает один из фундаментальных принципов иудаизма: всё, что у меня есть, я получил от Всевышнего, на самом деле Он – подлинный хозяин моего достояния, и раз Он предписывает мне делиться с моим братом-евреем, я должен делать это с радостью. И не имеет никакого значения, соответствует это моей натуре или нет. Каждый еврей обязан исполнять заповедь о цдаке в зависимости от своих возможностей. Даже бедняк, сам пользующийся материальной помощью от других, тоже обязан делать это. Более того, поскольку деньги, которые он отдает как цдаку, ему самому жизненно необходимы, в глазах Всевышнего это имеет гораздо большее значение, чем крупные пожертвования богача. Исключение составляет человек, доход которого столь мал, что его едва хватает на его собственное пропитание: этот еврей освобождён от обязанности исполнять заповедь о цдаке. И также тот, кто обременён долгами, сначала обязан вернуть деньги своим заимодавцам, а потом уже использовать свои деньги для исполнения заповеди о цдаке. Тора предписывает обеспечивать нуждающегося всем, что ему необходимо (Два- рим 15:8). Это относится к постоянному жителю данного населенного пункта, которому другие жители обязаны давать цдаку. Однако незнакомому бедняку дают небольшой подарок – в зависимости от средств дающего и всегда, если тот просит, предоставляют ночлег. Обычный размер цдаки – 1/10 часть доходов. Мудрецы запретили проявлять из- лишнюю щедрость, отдавая больше 1/5 части, чтобы в результате самому не оказаться в положении нуждающегося в помощи других. Умирающий имеет право выделить на нужды цдаки до 1/3 своего состояния. Цдаку надо давать тем, кто действительно нуждается: беднякам, для поддержания йешивы, синагоги. Весьма похвальное дело – помочь со- вершить церемонию обрезания или бракосочетания. Можно также использовать деньги цдаки на покупку книг, чтобы изучать их самому и одалживать тем, кому они нужны, но только в том случае, если ограниченные доходы не позволяют сделать это на деньги, не предназначенные для цдаки. На таких книгах следует сделать пометку, объясняющую, на какие деньги они куплены, чтобы после смерти хозяина наследники не сочли их своим законным наследием. Деньги, предназначенные для цдаки, можно использовать на оплату за обучение детей старше шести лет, а также для покупки подарков родителям. Более того, если нуждающиеся – родственники, то им надо помогать прежде, чем другим людям, и чем ближе родство, тем больше прав имеет нуждающийся на поддержку. Знакомые бедняки – прежде незнакомых, земляки – прежде иногородних, евреи – прежде неевреев. При этом габай ни в коем случае не имеет права оказывать предпочтение своим родственникам. Каждый, кто даёт цдаку бедняку, обязан делать это с приветливым выражением лица. Даже крупная сумма, пожертвованная со злостью, не принесёт дающему никакой заслуги перед Всевышним. Очень похвально также сказать бедняку несколько ласковых, ободряющих слов. Тора запрещает отказывать нищему, просящему цдаку. Если нет другой возможности, надо дать ему хотя бы самую малость. Но когда и это невозможно, надо попросить у него извинения и постараться его приободрить. Галаха относит цдаку к разряду обетов. Отсюда следует, что если человек говорит: «Принимаю на себя долг дать на цдаку столько-то денег» или: «Эта сумма денег предназначена для цдаки», – он должен отдать эти деньги как можно скорее. Можно поставить условие, кому именно предназначается цдака, и отложить деньги, пока не представится возможность вручить их по назначению. Лучший вид помощи – поддержать другого еврея, не дав ему обеднеть. Это можно сделать или в виде подарка, или займа, или взять его себе в компаньоны, найти ему подходящую работу. Так предписывает Тора, говоря: «Поддержи его» (Ваикра 25:35) – поддержи его прежде чем он упадёт. Лучше всего давать цдаку тайно, когда дающий не знает, кто её получает, а получающий – кто её даёт. Но во вся- ком случае нельзя хвалиться размерами цдаки. Разрешается написать имя дарителя на вещи, подаренной синагоге. С особым вниманием надо следить за тем, чтобы были обе- спечены те, кто всё своё время посвящает изучению Торы. Если такой человек отказывается принимать цдаку, нужно найти другой способ: продать ему то, что он покупает, дешевле, а купить у него то, что он продаёт, подороже, или одолжить ему деньги, чтобы он их использовал на открытие какого-то собственного дела, которое принесёт ему про- питание и оставит достаточно свободного времени, чтобы заниматься Торой. Чрезвы- чайно почётно выдать свою дочь замуж за знатока Торы и материально поддерживать их семью. Мудрецам, однако, советуют изо всех сил избегать принимать цдаку, чтобы не становиться обузой для окружающих. Даже самому уважаемому мудрецу, если он беден, не зазорно исполнять любую грязную работу, лишь бы не обращаться к другим людям. Однако тот, кто обременён многочисленной семьёй, или стар, или болен и по- тому имеет право получать цдаку, но тем не менее отказывается от неё из-за гордыни, уподобляется, по словам наших мудрецов, убийце и совершает страшный грех. В его поведении нет ничего, чем он мог бы гордиться. Мудрецы говорят, что тот, кто на самом деле не нуждается в цдаке, но всё же просит её, в конце концов обязательно окажется в положении, когда без цдаки не сможет прожить. А тот, кто предпочитает жить в нищете, чтобы не быть обузой для других, в конце концов непременно разбогатеет и будет материально поддерживать других.